МАСТЕРСКАЯ "ИЛЛЮМИНАТОР"
Гендерное путешествие:
сборник статей
Выпуск 1, 2016
ПОПЫТКА РАССМОТРЕТЬ ТРАНСГЕНДЕРНОСТЬ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА
Сергей Каспаров
практикующий психолог, магистрант НИУ "ВШЭ"
Наиболее распространенные русскоязычные исследования на тему трансгендерности заключаются в сборе социально-демографических показателей и количественных измерениях, в том числе – в отношении психологических особенностей (оценка показателей MMPI и сравнение с аналогичными в контрольной группе цисгендеров, определение локуса контроля, степени удовлетворенности жизнью, и др.); изучают узкотематический фокус (проблемы создания трансгендерной семьи, риски ВИЧ-инфицирования – НИУ ВШЭ совместно с NONPROFIT FOUNDATION "TRANSGENDER"); описывают некоторые аспекты жизни трансгендерных людей и развенчивают окружающие их мифы ("Ситуация трансгендеров в Украине" в 2010 году – Светлана Иванченко, к. п. н.); а порой направлены на поиск психопатологических черт, отклонений от нормы, показателей дезадаптивности.

Полученные данные некоторых из них являются важными для понимания особенностей жизни людей из данной группы, однако недостаточно информативны для понимания феноменологии "проживания" трансгендерности.

В контексте российского общества все еще доминирует гетеронормативный дискурс, в котором имеют однозначно более привилегированное место и большее "право на существование" гетеросексуальные и цисгендерные мужчина и женщина. Остальные вариации либо игнорируются и отрицаются, либо маркируются как "извращенные" и "патологические".

В это время "Всемирная профессиональная ассоциация по здоровью трансгендеров" (англ. World Professional Association for Transgender Health или WPATH) движется сторону депатологизации трансгендерности, и важно понимать, что понятие "нормы" имеет более широкие границы, чем привыкло думать большинство людей, и они лежат в основе существующих подходов к психологической помощи.

Классические и современные теории личности в психологии практически не оставляют места гендерной вариативности, постулируют лишь привычную гендерную бинарность (например Анима и Анимус в концепции аналитической психологии), оставляя трансгендерности место в поле патологизации, так или иначе трактуя феномен как "ошибку в развитии" или "последствие определенной травмы", когда в любом случае контекст "неправильности" явно прослеживается.

В психоанализе, к примеру, популярной теорией является теория "жестокого отца", который своим поведением с младых ногтей отбил у сына желание идентифицироваться со своим полом. Также известна теория "бессознательной трансляции" родителями желания иметь ребенка другого пола. Обе теории не нашли подтверждения.

А один из авторитетных психоаналитиков Г. Когут назвал явление "транссексуализма" "главным вызовом всей психоаналитической теории". И очевидно, что теорию личности сложно считать полноценной, если она не учитывает все аспекты личности, в том числе гендерное многообразие, – вопрос, который невозможно не включать в теоретические психологические модели.

Наиболее "лояльными" для рассмотрения трансгендерности, по нашему мнению, являются модели гуманистической и экзистенциальной психологии, так как в них нет четких указаний о "мужественности" и "женственности".

В рамках данной статьи мы рассмотрим трансгендерность с точки зрения экзистенциального анализа, понаблюдаем, как она может быть воспринята в рамках данной психологической парадигмы.

Для начала вкратце опишем, как экзистенциальный анализ рассматривает человека.

В данной парадигме индивид являет собой единство трех составляющих – телесной, психической и ноэтической (модель личности по В. Франклу). Тело – это все то, что задано биологически (в том числе хромосомный и генитальный пол), психика – наш темперамент, характер, психические функции, а также "психологический пол".

Ноэтическое же включает в себя такие движущие человеком понятия как "смысл", "воля", "свобода", и т.д. Этот, если угодно, духовный уровень наполнен значимыми смысловыми категориями, его проживание можно считать движущей силой для человека.

Считается, что исполнение ноэтического смысла ведет к самоактуализации человека, делает его полноценной Личностью. Про такого человека можно сказать, что он "живет", а не "проживает" свою жизнь. Его жизнь наполнена смыслом, и такую жизнь можно считать более полноценной, и, может быть, более глубоко проживаемой.

Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, свободен взять на себя ответственность за свою судьбу, даже если его свобода объективно ограничена особыми обстоятельствами (примером может быть несоответствие гендерной идентичности полу, определенному при рождении). Это возможно благодаря особым человеческим способностям:
  • Способности к самотрансцендентности – возможности мысленного "выхода человека за пределы самого себя", в поиске существующего вовне;
  • Способности к самодистанцированию – возможности в любой ситуации "подняться над собой и над ситуацией", "посмотреть на себя со стороны".
Пользуясь моделью экзистенциального анализа, мы можем предположить, что в основе переживаний трансгендеров зачастую лежит напряжение между желанием "исполненности", проживания жизни со своими индивидуальными смыслами, и психофизическим уровнем.

Последний имеет значимое социокультурное подкрепление. Однако картина несоответствия гендерной идентичности полу, определенному при рождении, в ключе экзистенциального анализа может быть рассмотрена шире, ведь помимо "психофизического измерения", в котором проживается это противоречие, есть еще ноэтическое измерение смысла.

Трансгендерный человек не является замкнутым в системе "психика-тело" (такая "бинарность" отдаленно напоминает нам уже знакомую бинарность "женское-мужское"), а может иметь третье измерение личности – измерение смысла.

Благодаря самодистанцированию трансгендерный человек может как бы "подняться" над собственным "биологическим полом" и увидеть особые отношения между своим телом и собственным ощущением "Я", рефлексировать над этим. Возможно, это повышает осознанность в отношении собственных желаний и значимых смыслов.

Что касается самотрансценденции – это способность, которую трансгендерные люди, возможно, воспитывают в себе с самого момента осознания себя "не такими", потому что им приходится выходить за рамки навязанной им идентичности, искать свои смыслы, свои собственные роли или даже конструировать их, наделяя своим собственным наполнением.
"Смысл находится в объективном мире; человек должен не выбрать или "изобрести" его, а найти путем реализации себя в жизни и деятельности"
Виктор Франкл
австрийский психиатр, психолог и невролог
Возможно, подобный путь проходят и трансгендерные люди. Обретенный смысл порой требует от человека своего постоянного осуществления, что ведет к самоактуализации личности.

Таким образом, размышляя в категориях экзистециального анализа, возможно предположить, что трансгендер на пути к "осуществлению и проживанию самого себя" приходит и к самоактуализации. Его жизненные ограничения приводят его к решению экзистенциальных проблем, к ноэтическому измерению, в котором он находит те смыслы, которым стремится соответствовать. И движение к ним является путем личности, которой движет стремление к смыслу, к самоактуализации.

Легко заметить, что в такой формулировке понятие трансгендерности перестает выглядеть "патологией" или "ошибкой при воспитании", а является экзистенциальной данностью, проживая которую личность становится богаче и приобретает смысловой контекст своей жизни. Такой взгляд на трансгендерность является депатологизирующим и гуманным.

Психологическая работа с трансгендерными личностями в рамках экзистенциального анализа как психотерапии тоже кажется весьма перспективной.

Все это вовсе не говорит о том, что мы отрицаем сложности, сопутствующие трансгендерности – ведь все так же остается страх одиночества, неприятия, социального осуждения, и прочие. Но трансгендерность – не проблема. В экзистенциальной трактовке мировоззрения все это может восприниматься как вызов, как такие данности бытия, которые можно переживать и бороться с трудностями ради "исполненной" жизни.

Виктор Франкл говорил о том, что "смысл может помочь в любой, даже самой безысходной ситуации" (сам психолог провел несколько лет в нацистском концентрационном лагере).

К сожалению, в нашей стране пока очень мало возможностей для того, чтобы люди иных гендерных вариаций достаточно легко чувствовали себя равноценными культурно-нормативным. Однако им можно помочь, не рассматривая их вне "нормы", что в первую очередь касается, разумеется, психологов и персонологов.

Экзистенциальный анализ представляет собой тот замечательный дискурс, где трансгендерность может быть осмыслена с гуманных и помогающих позиций. Такой подход будет полезен на практике не только помогающим специалистам, но и самим трансгендерам, поскольку такое мировоззрение облегчает самовосприятие и дает возможность для большего количества вариантов самовосприятия и самовыражения.
~

Базовый глоссарий

Ирина Карагаполова

Анна Гизуллина

Наталья Сафонова

Ирина Карагаполова

Александра Кабатова

Вячеслав Карагаполов

Ольга Лови, Светлана Анисимова

Данила Гуляев

Елена Ершова

Ирина Карагаполова